Кто сказал, что нельзя продлить детство? Гарри Поттер. В ожидании финала
В силу определенных непреодолимых обстоятельств (куда можно включить лень, отсутствие времени, возраст и нулевую мотивацию) я не сумел заставить себя ознакомиться с книжной эпопеей про Гарри Поттера. Более того, несмотря на свою киноманскую сущность, я, к своему стыду, ни разу не посетил кинотеатр в период ажиотажа, связанного с выходом каждой очередной серии Поттерианы. И самое страшное на закуску — я вообще до вчерашнего дня не видел полностью всех шести фильмов.
Спасибо моей супруге, сподвигнувшей своим внезапно вспыхнувшим интересом меня на просмотр, ибо стыдно, друзья, стыдно не быть в курсе одного из крупнейших культурных феноменов начала 21-го века. Я в курсе, что есть люди, которым до лампочки и Поттер, и кино, и вообще многое из того, о чем я пишу. Впрочем, они меня и не читают, так что мы вполне счастливо игнорируем друг друга.
Но мы отклонились от темы. Для начала, как водится, небольшая историческая справка. Всего, за период с 1997 по 2007, англичанка, известная всему миру под литературным псевдонимом Дж. К. Роулинг, написала семь книг о приключениях юного (а затем повзрослевшего) волшебника Гарри Поттера. Это не считая нескольких книг, описывающих мир и существа, в которых происходят события Поттерианы. Мы достоверно не знаем, скольких трудов стоило писательнице написание семи томов этой сказочной истории, зато мы в курсе, что миру и ее читателям (250 миллионов проданных экземпляров книг) существование Роулинг и мелкого очкастого ботаника по фамилии Поттер обошлось примерно в миллиард долларов. Именно во столько в настоящий момент оценивается состояние самой богатой женщины Великобритании (с 2004 года, по данным журналам Forbes).
Голливуд почувствовал запах денег уже после выхода второй книги. Компания Warner Bros., выкупившая права на экранизацию первых двух романов в 1998, еще толком не осознавала, что ей крупно, баснословно крупно повезло. Тогдашние вложения студии трудно переоценить — суммарная выручка с проката тех шести картин, что уже вышли в прокат, неумолимо приближается к цифре 5,5 млрд. долларов (по-прежнему идут продажи лент на различных цифровых носителях). Это одна из самых (если не самая) успешных кинофраншиз в истории мирового кинематографа. Ни «Пиратам Карибского моря», ни «Властелину колец», ни даже легендарным «Звездным войнам» такие суммы и не снились. Точнее, снились, но пока не реализовались. Шансы побить рекорд, конечно, существуют, ведь вскоре выйдут четвертые «Пираты», «Властелин колец» получит продолжение в виде «Хоббита», а «Звездные войны» Лукаса будут перевыпущены в формате 3D. Ну и не будем забывать про грядущие сиквелы «Аватара», первой части которого в одиночку удалось заработать 2,7 миллиарда.
На этом меряться циферками заканчиваем. Поговорим непосредственно о киносериале. Первый фильм, «Гарри Поттер и философский камень», вышел в 2001, положив начало победному шествию юного волшебника во всем мире. Режиссером картины (а также второй ленты, «Гарри Поттер и тайная комната», появившейся год спустя) стал известный в Америке режиссер Крис Коламбус. Коламбус в Голливуде носит прозвище «Мистер Слезоточивый» за исключительную сентиментальность и излишнюю мелодраматизацию своих работ. «Поймет лишь одинокий», «Мачеха», «Девять месяцев» и дилогия «Один дома» — отличное тому подтверждение. Тем не менее, Коламбус обошел всех кандидатов и пообещал Роулинг, что постарается экранизировать ее книги максимально близко к тексту.
Учитывая, что я не могу похвастаться знанием текста, мне трудно сказать, выполнил ли Коламбус данное обещание, но режиссер, пока снимал фильмы, честно прожил в Англии полтора года. Одно известно достоверно — режиссура Коламбуса, несмотря на гигантские, под два миллиарда долларов, суммарные сборы двух лент, многих поклонников не устраивала. Поэтому после исполнения контракта, под предлогом, что режиссеру пора больше времени уделять своей семье, его попросили освободить насиженное место у руля франшизы. Это настолько выбило Коламбуса из колеи, что к съемкам семейных блокбастеров он вернулся лишь в 2010 — картиной «Перси Джексон и похититель молний».
Наступил год 2004. Третья часть манила к себе многих известных кинодеятелей, в том числе Спилберга и Гилльермо дель Торо, однако студия остановила свой выбор на мексиканце Альфонсо Куароне, прославившемся в 2001 драмой «И твою маму тоже». Те, кто смотрел сей фильм, согласятся, что выбор был сделан явно неоднозначный. Однако то ли звезды так сошлись, то ли Куарон — большой универсал и профессионал, но третий фильм серии, «Гарри Поттер и узник Азкабана», до сих пор считается самым лучшим во всей франшизе. При этом он уступает по сборам всем предыдущим и последующим частям.
Третья лента получилась неожиданно мрачной и даже готической; в ней не осталось и следа слащавых и идеалистических мотивов сказочек Коламбуса. Новый Гарри Поттер стал человечней, взрослее (на момент выхода фильма на экраны исполнителю главной роли, Дэниэлу Рэдклиффу, уже стукнуло пятнадцать), опытнее, другими словами, мальчик на глазах зрителей превращался в мужчину. И, по мнению создателей фильма, слишком уж быстро, так как по книгам взросление героя шло гораздо медленнее. Однако масштаб постановок не позволял клепать кинофильмы как пирожки, в то время как актеры неотвратимо взрослели, осваивая помазок, бритву и новые размеры бюстгальтеров.
«Гарри Поттер и кубок Огня», четвертая часть киноэпопеи, вышла в 2005, а место режиссера занял Майк Ньюэлл, известный великолепной лентой «Четыре свадьбы и одни похороны», а также гангстерским фильмом «Донни Браско». Куарона тоже приглашали, но мексиканец вежливо отказался, признав, что съемки столь крупного проекта серьезно его вымотали. Забавно, что Ньюэлл стал первым англичанином, возглавившим экранизацию. Разноплановый киношник, Ньюэлл, к сожалению, не смог утвердиться на этом посту, ибо «Кубок огня» очевидно контрастировал (в худшую сторону) с предыдущей частью в плане качества. Тем не менее, поклонники франшизы исправно несли деньги в кассы кинотеатров и особых девиаций (плюс-минус сто миллионов) в сборах замечено не было.
А затем в киносериале наступила эпоха Дэвида Йэтса. Никому неизвестный телевизионный режиссер, до 2005 года работавший на британском телевидении и снимавший сериалы, неожиданно оказывается у руля гигантского киносериала. Подобный шанс дается лишь один раз в жизни, и Йэтс им воспользовался сполна, став самым «долгоиграющим» и последним постановщиком франшизы. Его авторству принадлежат пятая и шестая части, «Гарри Поттер и орден Феникса» и «Гарри Поттер и принц-полукровка», а также грядущий эпический финал «Гарри Поттер и Дары смерти». Последний фильм, как известно, был в целях более полного соответствия книге (и более значительной выручки, куда ж без этого) разбит на две картины. Первая часть вышла уже на днях, премьера в России 19 ноября 2010, вторая — в июле 2011 года.
Что до меня, то, пересмотрев в течение полутора месяцев всего экранизированного на сегодняшний момент Гарри Поттера, я понял для себя две вещи. Точнее, даже три. Во-первых, я нисколечко не жалею потраченного времени, хотя средний хронометраж каждого фильма — не менее 2 часов с хвостиком. Во-вторых, я завидую своему подрастающему сыну, ибо он посмотрит эту замечательную сказку в том возрасте, когда подобные истории воспринимаются за чистую монету, а не скрупулезно анализируются. И, в-третьих, я обязательно собираюсь посетить кинотеатр в ближайшее время, ибо мне уже чертовски не терпится выяснить, что же там дальше!