О ком рассказывают надгробия Александро-Невской лавры? Часть 2
Любите жизнь, покуда живы, меж ней и смертью только миг. А там не будет ни крапивы, ни звезд, ни пепельниц, ни книг. Самуил Маршак
Именно Тихвинское кладбище, которое находится напротив Лазаревского, и называемое сейчас как «Некрополь мастеров искусств», больше всего посещают туристы. Оно сформировалось в начале XIX века. К этому времени на Лазаревском уже не оставалось мест для захоронения, и в марте 1823 года канцелярия Александро-Невской лавры предложила создать новое, которое поначалу так и называли — Новым Лазаревским. В 1869 г. по проекту архитектора Н. П. Гребёнки и на средства купцов бартьев Полежаевых в северной части кладбища была построена церковь во имя чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери, и оно получило имя Тихвинского. В конце 1870-х территорию кладбища обнесли каменной оградой, сохранившейся до настоящего времени. В 1931 году церковь закрыли, здание сначала переделали под почту, а теперь там размещается выставочный зал Музея городской скульптуры.
С 1934 года хоронить на кладбище перестали. Приближалась 100-летняя годовщина со дня смерти А. С. Пушкина, и в связи с этим, власти решили превратить Тихвинское кладбище в «Некрополь мастеров искусств и современников А. С. Пушкина». Архитектурно-планировочный отдел Ленсовета, под руководством главного архитектора города Л. А. Ильина, разработал проект Некрополя. В 1935 году начались работы по реконструкции, которые проводились в спешке, непродуманно. Многие старые памятники сносились без учета их исторической и художественной ценности и были утрачены навсегда. В результате реконструкции Тихвинское кладбище в том виде, каким оно было в начале ХХ века, перестало существовать. В начале XX в. на этом кладбище насчитывалось 1325 надгробий, из которых сохранилось всего около ста. В соответствии с названием некрополя — Мастеров искусств, сюда переместили, перезахоронили с других кладбищ прах выдающихся артистов, художников, скульпторов, композиторов и музыкальных деятелей. Всего сюда было перенесено более 60 памятников.
На относительно небольшой территории Некрополя собраны, как сказали бы теперь, «звезды» российского искусства. Сейчас здесь около 200 захоронений. Осмотр некрополя я обычно начинаю с правой стороны, где почти рядом со входом находится могила Ф. М. Достоевского с массивным памятником. Рядом с ним в 1968 г. была перезахоронена его жена, Анна Григорьевна, прах которой перевезли из Ялты, и внук — А. Ф. Достоевский. Вблизи от надгробия Достоевского находятся скромные могилы лицейских друзей Пушкина: барона А. А. Дельвига, К. К. Данзаса — секунданта на последней дуэли, Ф. Ф. Матюшкина — адмирала, совершившего кругосветное плавание.
Далее, вдоль северной части ограды, на так называемой композиторской дорожке, идут захоронения композиторов М. И. Глинки, П. И. Чайковского, М. А. Балакирева, А. П. Бородина, А. С. Даргомыжского, Ц. А. Кюи, Н. А. Римского-Корсакова. Самый красивый памятник поставлен на могиле П. И. Чайковского. В 1972 году сюда был перенесен из Парижа прах великого русского композитора А. Г. Глазунова.
К западу от музыкантов покоятся художники И. И. Шишкин, И. Н. Крамской, А. И. Куинджи, Б. М. Кустодиев. историк Н. М. Карамзин. В центральной части Некрополя находятся могилы выдающихся артистов — В. Н. Асенковой, В. Ф. Комиссаржевской, Н. К. Черкасова, Ю. М. Юрьева, балетмейстера М. И. Петипа и других. Над многими надгробиями поставлены бюсты, другие отличаются простотой, скромными стеллами. Мне очень нравятся памятники на могилах Н. К. Черкасова и В. Ф. Комисаржевской.
Почти в самом конце южной дорожки высится монументальный памятник В. В. Стасову, крупному музыкальному и художественному критику. Последним в этом Пантеоне русского искусства был похоронен в 1989 году выдающийся театральный режиссёр Г. А. Товстоногов, в течение 33 лет (с 1956 г. ) возглавлявший БДТ им А. М. Горького в Ленинграде. Над его могилой возвышается крест с распятой фигурой Христа работы скульптора Левона Лазарева.
Вдоль южной стены, ближе к выходу, находится могила великого баснописца И. А. Крылова, надгробие над которой выполнено по проекту П. К. Клодта, являющегося также и создателем памятника Крылову в Летнем саду. Рядом похоронен еще один современник А. С. Пушкина — Н. И. Гнедич, русский поэт, знаменитый переводчик «Илиады». Наискосок, через дорогу, похоронен знаменитый мореплаватель Ю. Ф. Лисянский, участник первой русской кругосветной экспедиции.
А перед могилой Крылова посетители надолго останавливаются перед гранитным саркофагом, со всех сторон исписанным эпитафиями в стихах и в прозе. Принадлежит надгробие (хотя на нем нет имени и фамилии погребенного) мало кому известному нынче книгоиздателю и книготорговцу XIX века Лисенкову Ивану Тимофеевичу. Все надписи составляют маленькую, но тщательно подобранную антологию. Это единственный в своем роде литературный памятник. Часть букв читается с трудом, но при желании можно все прочесть. Первая часть открывается четверостишием известного стихотворени я Г. Р. Державина «Река времен».
Река времен в своем теченьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвеньи Народы, царства и царей. Уходит человек из мира, Как гость с приятельского пира Он утомился кутерьмой Бокал свой допил, кончил ужин. Устал! Довольно — отдых нужен Пора отправиться домой.
На другой стороне саркофага — три совета, как следует вести себя в жизни: 1. Употреби труд, храни мерность — богат будешь. 2. Вождержно пий, яждь мало — здрав будешь. 3. Делай благо, бегай злаго — спасен будешь.
Обычно экскурсоводы рассказывают, (а если вы без экскурсовода, то смотрительница у входа тоже поделится с вами сведениями), что этот участок под захоронение на Тихвинском кладбище, был куплен И. Т. Лисенковым для друга, книгоиздателя А. Ф. Смирдина, умершего в 1857 г. Для него же Лисенков на свои средства изготовил саркофаг (судя по одной из надписей, он был вырублен в 1870 г). Однако семья Смирдина похоронила Александра Филипповича на Волковском кладбище. А под этим саркофагом впоследстии похоронили самого Лисенкова И. Т., умершего 15 марта 1881. И еще одна надпись на боковой стороне саркофага, где книгоиздатель прощается с нами:
«Ты будешь тем, что я теперь. Гробницы, гробы здесь на явке Стоят, как книги в книжной лавке, Число страниц их видно вам, Заглавье в каждой книге ясно, А содержанье беспристрастно, Подробно разберемся там. Прохожий, бодрыми шагами и я ходил здесь меж гробами, читая надписи вокруг, как ты мою теперь читаешь. Намек ты этот понимаешь? Прощай же! До свиданья, друг».
Вот и мы попрощаемся с Некрополем, покинув его в задумчивости о скоротечности жизни, бренности бытия.