Что общего у Кэмерона с Покахонтас, а у Михалкова с Библией?
Вы — человек пишущий? Значит, вам неоднократно задавали вопрос: «А откуда берутся сюжеты? Вы сами придумываете, или из жизни?». Магический процесс — рождение сюжета — сравним разве что с рождением ребенка. В организме будущей матери происходит множество тонко выверенных природой изменений, способствующих появлению на свет здорового младенца.
То же и с писателем: множество впечатлений, мыслей, идей смешиваются в определенной пропорции, и в один прекрасный день происходит оно — рождение, появление на свет сюжета. Бывает, что какой-то внешний толчок помогает «родам»: увидев пьяного, мирно спящего на троллейбусной остановке, автор вполне может схватиться за голову — вот же он, главный герой будущего романа, вот оно, начало его приключений (в случае драмы — окончание). В один миг складывается волшебная мозаика — сюжет родился.
Но бывает, что женщина по каким-либо причинам не может иметь детей (например, не позволяет здоровье), а ребенка все-таки хочется. В этом случае открыт еще один путь — усыновление. В случае писателей это называется заимствованием, а иногда и плагиатом.
Любопытнее всего ответ на вопрос: как рождаются успешные сюжеты? Откуда берутся сюжеты бестселлеров? Какие химические процессы в мозгу автора или впечатления, полученные им в жизни, способствуют появлению сюжета, который оценят миллионы? Интересно, что процессы у всех пишущих, вроде бы, одни и те же, а вот сюжеты получаются разные. В том числе и по успешности.
Но что касается нашумевшего кинофильма «Аватар» (2009 г., режиссер Джеймс Кэмерон, самый дорогой и в то же время самый кассовый фильм мира), то можно утверждать, что в титрах фильма содержится явная ошибка. Автором сценария значится Кэмерон, но похоже, что сюжет был придуман совсем не им.
В 1985 году студия Уолта Диснея выпустила полнометражный мультфильм «Покахонтас», который стал лучшим мультфильмом года. Поставьте одновременно два диска — «Покахонтас» и «Аватар» — и вы не отличите один сюжет от другого.
Бабушка Ива, переливающаяся «благими душами», прыжок главного героя/героини с водопада, фанатичный губернатор, помешанный на золоте/редких металлах, любовь представителей двух различных цивилизаций, война этих цивилизаций… В общем, раскрасьте племя Покахонтас в синий цвет и выдайте им летающих рептилий, а английских колонизаторов снабдите лазерным оружием — и вы получите абсолютно идентичные картины. Или еще проще — добавьте к «Покахонтас» немножко Берроуза с его марсианами, немножко Пола Андерсона («Зовите меня Джо»), и вы получите «Аватара».
Кэмерон утверждал, что сценарий «Аватара» был написан им в 1995 году, но отложен за неимением необходимых спецэффектов. Десять лет (с момента выхода на экраны «Покахонтас») понадобилось режиссеру, чтобы из милого детского мультфильма соорудить самую кассовую картину столетия.
Но Никита Михалков переплюнул и Кэмерона. В титрах его картины «Утомленные солнцем» (1994 г. ) авторами сценария должны значиться отнюдь не Никита Михалков и Рустам Ибрагимбеков, а Конан Дойл и… Ветхий Завет.
Откроем сборник рассказов Конан Дойла «Приключения Шерлока Холмса», найдем рассказ «Горбун». Очаровательный детективный сюжет, очередное блестящее достижение великого сыщика: жил да был некий сержант Барклей, а также пехотинец Генри Вуд и красавица Нэнси Дэвой. Конечно же, и Вуд, и Барклей были влюблены в прелестную Нэнси, но она любила одного. Затем Барклей отправляет соперника на верную смерть и, устранив препятствие, женится на Нэнси. Но Генри Вуд выживает в нечеловеческих условиях и в конце концов возвращается в родную Англию, где встречается с Нэнси Барклей (бывшей Нэнси Дэвой). Далее следует разоблачение неправильного поведения Джеймса Барклея, закончившееся его смертью, которую и расследует Шерлок Холмс.
Конан Дойл не скрывает, что позаимствовал сюжет в Ветхом Завете. Более того, ключом к разгадке тайны гибели полковника Барклея является слово «Давид» — прямая отсылка к истории Давида и Вирсавии («Как вам известно, библейский Давид то и дело сбивался с пути истинного и однажды забрел туда же, куда и сержант Джеймс Барклей. Помните то небольшой дельце с Урией и Вирсавией? Боюсь, я изрядно подзабыл Библию, но, если мне не изменяет память, вы его найдете в первой или второй книге Царств» — сообщает Шерлок Холмс).
Правда, в истории Давида и Вирсавии полководец Урия не вернулся, чтобы обвинить царя в своей гибели, не бросил ему в лицо обвинение: «Ты убил меня, чтобы украсть мою жену!». Генри Вуд — вернулся. И дивный энкаведешник Митя Никиты Михалкова — тоже.
Сюжет «Утомленных солнцем» практически тот же, что и у «Горбуна»: жил да был молодой человек Митя, прелестная девушка Маруся, а также легендарный комдив Котов. И вот этот самый Котов отправил наивного Митю на работу в контрразведку, а сам — безобразник! — женился на Марусе (а ведь Митя сам мечтал на ней жениться, да и она, лишившись Мити, пыталась покончить с собой). Но — прямо как сержанту Барклею — Котову не удалось окончательно избавиться от соперника. Митя вернулся. Да как! Не жалким горбуном (как Генри Вуд), а влиятельным чином НКВД. И он, подобно Генри Вуду, бросил в лицо «Давиду» обвинение в предательстве. Он отомстил врагу, который отобрал у него невесту. В результате, правда, погиб не только враг, но и прекрасная Маруся, но это уже детали.
Фактически сюжет «Утомленных солнцем» — микс из истории Давида и Вирсавии, «Горбуна» Конан Дойла и легенд о сталинских репрессиях (достаточно обвинить кого-либо в заговоре против Сталина — и тут же последует визит «черного ворона», арест, расстрел и т. д. ).
Вот уж истинно — ничто не ново под луной! Зато вырисовывается процесс рождения успешного сюжета: взять хорошо проверенную классику, гарантированно оцененную публикой, немножко ее осовременить (или «офантастичить»), добавить пару-тройку конъюнктурных идей (как в «Утомленных солнцем»), и — voila! — успешный сюжет готов.
Правда, для гарантированного успеха нужно добавить что-то подлинно новое. Джеймс Кэмерон с этим справился: спецэффекты «Аватара» настолько хороши, что зритель готов простить и Бабушку Иву. Михалкову это не удалось. Даже раскрашивание ноябрьских деревьев в цвета июньского полдня не добавило картине привлекательности, она так и осталась пластмассовым заимствованием.
Так что, дорогие собратья по клавиатуре, прежде, чем что-либо заимствовать, пусть даже гарантированно успешное, подумайте — сможете ли вы привнести в это нечто свое, уникальное, неповторимое. Ту самую изюминку, которая сделает ваше произведение вашим, а не очередным ремейком известного автора. И пусть ваши произведения будут максимально успешны! И столь же хороши.