Фильм «Социальная сеть». Как, по версии авторов, создавался Facebook?
Исполнительный продюсер картины «Социальная сеть» — Кевин Спейси, и, судя по его актерским предпочтениям, я ждал чего-нибудь неординарного.
Одна его роль в «Красоте по-американски» во многом перевернула представление о безгрешности и чистоте американского добропорядочного мужика средних лет. Что он нам заготовил тут, в «Социальной сети?» Как режиссер Дэвид Финчер взялся за несвойственную, в общем-то, ему по стилистике работу?
Прежде всего, речь в картине идет о совсем недавнем прошлом. Уже вовсю пашет Livejournal и Google. Так как повествование идет о суперсовременных средствах коммуникации, кои немыслимы без компьютеров, фильм нашпигован компьютерными терминами. Подростки, молодежь говорит на этом особенном языке не задумываясь, а для более старшего поколения терминология фильма окажется трудной для восприятия.
Присмотримся к главному персонажу — Марку Цукербергу. Прекрасно владеет ПК, имеет навыки хакерства. Юный. Явно не глуп. Плюс у него есть редкая черта: он генератор идей и думает о том, что люди ищут в Интернете. Он работает на потребности и от этого становится неплохим коммерсантом, а не только компьютерным гением.
Актер Джесси Айзенберг, сыгравший главного героя, по моему мнению, оказался сомнительным кандидатом на данную роль. В «Добро пожаловать в Зомбилэнд» он очень органичен. Приколы, драйв, черный юмор — это его. Тут же, в «Социальной сети», его голова в кучеряшках представляется мне чем-то закрытым.
Как он на самом деле относится к Facebook? Какие в нем живут эмоции по поводу своего персонажа — Марка Цукерберга? Не читаются его эмоции! Как будто защитный шлем надет. На меня это произвело отталкивающее впечатление. Нет эмоциональной отдачи от его игры. «Скользкий» типаж получился, бесформенный.
Тем не менее есть одна, как я считаю, сцена в фильме, которая удалась ему удивительно хорошо. Когда он почти плакал, создав свой вариант Facebook. То есть как бы родил детище и не в силах сдержать восторг, умиление и любовь к своему творению. Что ж, я признаю, что реальный самый юный миллиардер Марк Цукерберг создал online-шедевр. Ведь реальный Facebook — это зеркало жизни, которая охватывает многие аспекты жизни людей.
Герой актера Джесси Айзенберга — Марк Цукерберг — несмотря на неброскую и щуплую внешность, по сути завоеватель новых пространств. Он не останавливается на успехе локальном, он стремиться расширяться. Он пестует свое детище Facebook, подкармливает новыми идеями, улучшением функционала, дизайна и проч. В экранном образе Марка все же есть этакая едва уловимая изюминка (если под лупой глядеть), и суть ее в том, что за простой внешностью парня живет сгусток энергии, который толкает его вперед к вершинам бизнеса.
Ничего, что он по пути предает, строит «интриги», «кидает»? Да как сейчас говорят: «Ничего личного. Только бизнес». Все, что мешает развиваться творению бизнесмена Марка, должно уйти или сгинуть. А как еще иначе делаются состояния?
Но на самом деле меня удивило искусство перевоплощения совсем другого персонажа — партнера и ближайшего друга (до некоторого момента) Марка. Речь идет об актере Эндрю Гарфилде (Эдуардо Саверин в фильме). Прямо скажу, что раньше Гарфилд не особо блистал в индустрии кино, а тут его прямо как прорвало. Потрясающая достоверность игры! Особенно когда он бросает ноутбук на пол и тот разбивается. Сколько экспрессии, ненависти, разочарования в этом жесте! Да, я считаю, что «Социальная сеть» — больше его фильм. Он вообще здесь на экране очень гармоничен. Его роль, что скажешь. Вот единственный человек, который и мог быть со-основателем Facebook. Я ему верю.
Третий столп из актерского состава фильма — Джастин Тимберлейк (Шон Паркер в фильме) — здорово поет, это верно. Но в «Социальной сети» ему петь не дали. А жаль. Актерская работа Джастина в фильме мне представляется проходной.
И еще один человек важен в оценке создания «Социальной сети». Упомянутый уже продюсер картины Кевин Спейси. От Кевина больше следовало ждать социальной драмы, и я не ошибся! Это вам не «стрелялка» и не сага о инопланетных мирах, не леденящий душу триллер. Все о жизни, все по делу. Как с тысчонкой «убитых енотов» ($) на счете и мозгами в кучерявой голове в начале пути сделаться самым богатым юным миллиардером мира? И не нефтью торгуя, а самыми что ни есть передовыми технологиями. Вернее, идеями.
Мне кажется, что «Социальная сеть» — это очень американская история. Обычный парень за счет своих мозгов, смелости, дерзости, если хотите, наглости и благоприятному стечению обстоятельств становится мультимиллиардером. За это никто его не убил, не отнял бизнес, не четвертовал и даже такую малость, как набить физиономию, — и ту не сделали. Вот она — американская сказка, только очень реальная. Все вышли из переплета чистенькие, с немалыми «бабосами» на счетах и во фраках, так сказать. Кроме, разве что, девчонок. Им в «Социальной сети» не фартит.
Фильм создан как некий калейдоскоп переключений между тем, что есть сейчас, и тем, как это было. Что говорили персонажи, что чувствовали. Перенос во времени туда-сюда — обычный прием, но здесь, в «Социальной сети», очень уж подчас все действие заторможено. Также к минусам картины отношу обилие разговоров.
Но что примечательно: фильм похож на интеллектуальный пинг-понг между Марком и его недоброжелателями. Между Марком и его компаньонами. Режиссер Дэвид Финчер поставил интеллектуальное кино. Но не более. Считаю ли я «Социальную сеть» финчеровской картиной? Нет, это стилистика не его, а, скорее, исполнительного продюсера — Кевина Спейси.
Оценить данную картину непросто. С одной стороны, для любителя драйва в кино, экшна, движения, экспрессии фильм затянут и полон длительных, иногда зевотных диалогов. Почитай, 120 минут «трепа». Имеется слабенький детективный дух. Но с другой — диалоги отражают интеллектуальный пинг-понг персонажей. Мировоззрений. У меня даже возникла отдаленная аналогия с фильмом «Игры разума» с Расселом Кроу.
Посему я в затруднении перед явной двойственностью картины. Это как пирог съесть, где верхний корж засох, а нижний еще вкусный. Потому что пропитался и верхний не дает ему — нижнему — сохнуть. Однако я склонен все же больше к негативной оценке.
Ну, никак это не «Бойцовский клуб» или «Игра» Дэвида Финчера. Не его это проект — «Социальная сеть». Нет тут основы для триллера с феерическим финалом, как в «Игре». Придуманная бизнес-история. Возможно, рекламного свойства (кто знает!).