Как пираты в XVII веке строили… коммунизм? Либерталия
… Они встретились в Италии, чаще говорят, что в Генуе, но я все же склоняюсь к точке зрения Хайнца Нойкирхена, который называет Рим. Впрочем, это и не так важно. Существенно другое, и об этом — по порядку.
Образованный и начитанный лейтенант французского военно-морского флота Тьерри Миссон, выходец из состоятельной прованской семьи, служил под командованием своего родственника, графа Клода де Фурбена (считавшегося самым удачливым корсаром в Средиземном море), на корабле с гордым именем «Виктория», который следовал на Карибы, к Мартинике, чтобы защищать отечественные торговые суда от нападения англичан.
Сойдя на берег либо в Генуе, либо в Неаполе, он имел при себе разрешение капитана на короткое путешествие по стране, во время которого и познакомился с монахом-доминиканцем Караччиоли. При этом выяснилось, что оба давно (если только это слово уместно по отношению к молодым людям) увлечены идеями Томмазо Кампанеллы, описанными в утопии «Город Солнца».
Быстро и крепко сдружившись, единомышленники решили никогда больше не расставаться и приложить все силы для воплощения в жизнь принципов свободы, равенства и братства. Без сожаления оставив монастырскую жизнь, Караччиоли поступил служить на «Викторию», где друзья увлеченно и обстоятельно обсуждали волновавшие их вопросы реализации задуманного как между собой, так и вовлекая окружающих. В общем, вели пропаганду, и не безуспешно.
А потом были кровопролитные бои, в которых они оба сражались с беспримерной храбростью. В одном из них погиб капитан де Фурбен, и тогда Миссон и Кариччиоли выступили перед командой с заразительно пламенными речами о создании плавучей республики, которые были встречены восторженно большинством. Несогласным пообещали высадку в ближайшем порту, на том возражения и закончились.
После выборов Миссона новым капитаном задумались над тем, каким быть флагу. Предложение о черном пиратском было категорически отвергнуто на том основании, что цель новоявленных республиканцев заключается не в захватничестве. Наконец, определились: белый с вытканным золотом девизом на латыни: «За бога и свободу».
Но начальный капитал, да и провиант на содержание республики были необходимы, и добыть их можно было лишь пиратским путем. Что ж, раз надо, так надо, но… не теряя благородства. Разве такое возможно? И вот тут «белые пираты» принялись удивлять своих жертв. Например, захватив первый корабль, английский, разумеется, в качестве трофея взяли лишь необходимую часть продуктов и рома: заметьте, не весь запас, а необходимую часть, даже не прикоснувшись к перевозимым товарам и тем более — к личным вещам команды.
Капитан Батлер, потрясенный случившимся, выстроил всех, кто был под его началом, на шканцах и приказал приветствовать покидавших судно странных пиратов громким «ура!». Второй их добычей стал голландский корабль, перевозивший негритянских рабов и золотой песок. Невольники были освобождены и приняты в полноправные члены команды.
Кружа по морям-океанам, экипаж «Виктории» обеспечивал себе достаточное, но без особого личного стяжательства, существование (проявляя, впрочем, беспощадность к тем, кто был причастен к работорговле), пока не было принято решение перейти от совершенно кочевой к оседлой жизни — поднакопились средства. Следующей страницей пиратской республики называют обычно основание поселения на Мадагаскаре, но этому предшествовали другие события.
В 1690 году корабль пристал к берегам Анжуана в Коморском архипелаге. Остров был обитаем, встреча с местным населением, управляемым на принципах матриархата, прошла вполне дружелюбно. Выяснилось, что анжуанцы находятся в состоянии войны с соседями с острова Мохели. Поддержав силой гостеприимных хозяев, Миссон со товарищи вынудил противника согласиться на установление мира.
Анжуан был хорошей базой для организации странно-пиратских вылазок. К тому же связи с аборигенами становились все более прочными: сам Тьерри Миссон женился на сестре правительницы, Караччиоли — на ее племяннице. Матросы тоже начали обзаводиться семьями… Но мечта о реализации идей Кампанеллы не угасала и не давала покоя.
Вот тогда-то они и отправились на северную оконечность Мадагаскара, туда, где ныне располагается город-порт Диего-Суарес, и основали там «сухопутную» республику Либерталию, у которой были свои конституция, президент (Миссон, конечно же), госсекретарь (Караччиоли).
Всем миром возводили жилые дома, здание правительства, крепостные стены, судоверфь (где построили два корабля), несколько мастерских. Да, вот еще какая архитектурная подробность: запрещалось отгораживать дома друг от друга, дабы не подвергать сомнению братское единство.
Порядки в Либерталии были следующие. Продукты распределялись в натуральном виде, деньги содержались в общественной кассе, из которой субсидировались, в первую очередь, немощные члены общины: инвалиды, старики и т. д. Все жители признавались равными независимо от цвета кожи, вероисповедания и имевшихся заслуг.
Поощрялись брачные союзы с женщинами из мальгашских племен, а капитанам пиратских судов рассылались письма с призывом присоединяться. Желающие находились, и среди них — знаменитый Тью, который тут же по прибытии был назначен командующим флотом. Что характерно: либерам (так называли себя республиканцы) категорически запрещались азартные игры и нецензурная брань, что особенно важно — не только на бумаге, — эти правила неукоснительно исполнялись.
… А потом все рухнуло. Вернувшись из очередного морского похода, Миссон обнаружил на месте поселения пепелище. Видно, не додумался ввести должность министра внешних связей и не заметил образования воинственного союза мальгашей в глубине острова. Было совершено нападение. Женщин, стариков, инвалидов и немногочисленный отряд защитников (в том числе, Караччиоли) без труда перебили превосходящие силы противника.
Оставаться в этом месте не было сил — боль переполняла сердца президента и 45 вернувшихся с ним республиканцев. Решили уйти к берегам Америки, чтобы начать все заново. Они отправились в море… и больше их никто никогда не видел. Говорят, виною тому — шторм. Впрочем, очевидцев не было.
* * * Это удивительная история. Даже не тем, что в течение какого-то времени (какого — точно никто не знает) такое поселение существовало. Пираты той поры — вольный, не слишком обремененный учтивостью и склонный к безудержным желаниям люд — дотянулись в своем сознании и чувствовании до столь высоких и тонких струн понимания извечно притягательных идей человечества: свободы, равенства, братства, до которых и сегодня многим ныне живущим далеко, как до солнца. Но значит, это возможно!
А пираты бесчинствуют и в XXI веке…