Краны стрелового типа (автомобильные, гусеничные, пневмоколесные, башенные) очень широко используются на строительстве различных объектов. Основную нагрузку от веса поднимаемого груза воспринимает стреловое оборудования крана - его элементы: раскосы, панели, стойки. От несущей способности стрелового оборудования зависят не только работоспособность крана как производственного механизма, но и безопасность выполнения процесса строительства объекта. При проведении внеочередного полного технического освидетельствования крана ( после монтажа и установки крана на строительной площадке) требуется провести идентификацию крана, крановых механизмов и сменного стрелового оборудования. Под идентификацией подразумевается определение принадлежности сменного стрелового оборудования данному конкретному крану: кем, когда и из какого материала изготовлены отдельные элементы металлоконструкции крана. Практика экспертного обследования кранов стрелового типа свидетельствует, что провести идентификацию очень сложно. Имели место случаи, когда стрела (часть стрелы: вставка одна или несколько) были изготовлены для аналогичного крана совершенно другим производителем. Рассмотрим например кран стреловой гусеничный типа МКГ . Можно насчитать более трех предприятий – изготовителей кранов МКГ-25 БР. Все они изготавливают и сменное стреловое оборудование, которым комплектуют свои краны. В последнее время, в связи со старением парка кранов, очень часто производится комплектация кранов. Из нескольких кранов комплектуется один – работоспособный. Иногда на такие краны устанавливают стреловое оборудованием, которому сколько лет неизвестно, материал из которого изготовлена металлоконструкция можно установить только на основании химического анализа, а когда, кем производился ремонт практически невозможно. К характерным проблем проведения идентификации стреловых самоходных кранов можно отнести:
1. отсутствие оригинальных табличек завода-изготовителя крана. Основные возможные причины отсутствия таблички – утеря из-за ненадежного крепления, или табличка снята вандалами.
2. отсутствие табличек на приводных электродвигателях приводов механизмов, позволяющих установить (сравнить с паспортом) тип электродвигателя, его технические характеристики, изготовителя и дату изготовления,
3. отсутствие табличек производителей на приборах и устройствах безопасности,
4. отсутствие комплекта технической документации: чертежей, инструкции по монтажу и эксплуатации, схемы электрических соединений, кинематических схем с указанием характеристик редукторов и открытых зубчатых передач, документации на приборы безопасности).
Техническим экспертом и или работником технадзора , выполняющими освидетельствование должны быть приняты все меры для проведения идентификации составных частей, деталей и узлов крана для обеспечения безопасного выполнения работ с использованием грузоподъемного оборудования. Для этого целесообразно провести химический анализ составных частей металлоконструкции крана, привлечь специалистов по неразрушающему контролю для проведения ультразвуковой и магнитно-порошковой дефектоскопии, использовать приборы для измерения коэрцитивной силы, что позволит принять аргументированное решение о возможности,условиях и сроках дальнейшей эксплуатации крана на строительной площадке.
Авторская статья эксперта Николая Ярославовича