О ком рассказывают надгробия Александро-Невской лавры? Часть 1

Река времен в своем теченьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвеньи Народы, царства и царей. Г. Р. Державин «Река времен».

Наверное, многие люди, особенно молодые, не очень любят бывать на кладбищах, а если и бывают там, то по необходимости, в связи с соответствующими событиями. Но чем старше становишься, тем чаще приходится посещать эти скорбные места. Многие из близких друзей, родственников переселяются в мир тишины и вечного покоя. И хочется, чтобы места упокоения близких людей были ухоженными, красивыми, насколько это возможно. Хотя, следует сказать, наши православные кладбища, особенно в маленьких городах, находятся в большом запустении, зарастают бурьяном, кустарниками, за ними нет должного присмотра. Кто бывал на кладбищах европейских стран, тот знает, как там чисто, ухожено и красиво. Ведь места захоронения — это тоже часть истории страны.

Писатель Борис Акунин (Григорий Чхартишвили) в своей книге «Кладбищенские истории», которую наверняка многие читали, рассказывает о шести знаменитых кладбищах мира, в том числе, об одном российском — а именно о Старом Донском в Москве. Жаль, что писатель не рассказал о Санкт-Петербургских некрополях Александро-Невской Лавры. Там стоит побывать всякому, кто интересуется отечественной культурой и историей. Я очень люблю посещать эти кладбища, особенно хорошо там в погожие дни ранней осени или поздней весны. Когда уже, или еще, нет массы туристов, можно спокойно ходить среди надгробий, вспоминая людей, давно ушедших из жизни, но оставивших яркий след и в истории страны, и в моей душе. Обычно я иду сначала в Троицкий собор, а потом уже обхожу кладбища. Их на территории Лавры несколько.

Рядом с Троицким собором, напротив главного входа, находятся захоронения конца XIX — начала XX века, но они не относятся ни к одному из трех официальных некрополей — Лазаревскому (Некрополь XVIII века), Тихвинскому (Некрополь мастеров искусств) и Никольскому. Чем же знамениты эти некрополи? Давайте вместе прогуляемся. Ведь многие надгробия там можно отнести к достопримечательностям Петербурга.

Самое молодое, Никольское кладбище было открыто в 1863 году, к востоку от Свято-Троицкого собора. Первое время его называли Засоборным, но после постройки храма Святого Николая Мерликийского в 1868—1871 гг. оно получило свое современное название — Никольское. Кладбище входит в состав некрополей Александро-Невской лавры, но в отличие от Лазаревского и Тихвинского кладбищ, не является музеем-заповедником, и вход туда свободный. В 1930−40-е годы здесь уже не хоронили, и даже собирались вообще ликвидировать его. Однако, в конце 1970-х годов захоронения возобновились, здесь стали хоронить людей за их особые заслуги перед обществом. Поздние захоронения в основном расположены в правой части от главной аллеи.

В декабре 1996 года в авиакатастрофе погибли С. П. Селезнёв, командующий Ленинградским военным округом, и его супруга. Их могила находится рядом с церковью, на красивом большом надгробии изображены два лебедя, падающие вниз. 1998 году недалеко от храма, с правой стороны главной аллеи, была похоронена депутат Государственной думы Г. В. Старовойтова, убитая 20 ноября в подъезде своего дома на канале Грибоедова. Множество посетителей этого кладбища непременно подходят и к могиле первого мэра Санкт-Петербурга Анатолия Александровича Собчака, похороненного в 2000 г. На его могиле поставлен очень внушительный и красивый памятник, и всегда есть цветы. А недавно еще сделали и ограду (на моем снимке, сделанном в начале лета, ограды еще нет). В 2008 году здесь нашел свое упокоение знаменитый хирург, борец за здоровый, трезвый образ жизни Ф. Г. Углов.

Слева от главной аллеи, рядом с церковью, находится могила Л. Н. Гумилева, советского историка, создателя теории этногенеза, сына знаменитых русских поэтов Н. С. Гумилева и А. А. Ахматовой. Почти рядом с главной аллеей могила лицейского товарища А. С. Пушкина графа Модеста Корфа, государственного деятеля, директора Публичной библиотеки.

Здесь также покоятся архитектор В. А. Кенель, художник М. О. Микешин, первые русские авиаторы С. И. Уточкин и Л. М. Мациевич, и много других замечательных людей. Конечно, это кладбище не такое ухоженное, как Некрополь мастеров искусств, старинные надгробия местами покосились, возможно, за ними уже некому ухаживать.

А теперь отправимся на самое старое из сохранившихся в Санкт-Петербурге, Лазаревское кладбище. Это некрополь XVIII века, он находится слева от входа на территорию Лавры, за аркой надвратной церкви Всех Скорбящих радости. Кладбище было заложено одновременно со строительством Александро-Невского монастыря, и там поначалу хоронили только знатных представителей столичного общества. Для погребения требовалось личное разрешение Петра I. В 1717 году здесь была похоронена любимая сестра Петра царевна Наталья Алексеевна, а затем и его сын царевич Петр. Над их могилами построили небольшую часовню во имя Воскрешения святого Лазаря, потому кладбище стали называть Лазаревским. Значительно позже останки царевны и царевича были перенесены в Благовещенскую церковь, над их могилами положены плиты, получившие название царских, а Благовещенская церковь превратилась в первую царскую усыпальницу Петербурга.

Большая часть могил на Лазаревском кладбище относится к XVIII cтолетию, хотя хоронить продолжали еще в XIX и даже в ХХ вв. Одним из последних стало захоронение в 1915 году выдающегося государственного деятеля графа С. Ю. Витте. В 1919 г. кладбище было закрыто для погребений, а в начале 1930-х годов на его основе стал создаваться музей художественных надгробий. Вместе с находящимся напротив Тихвинским кладбищем и Благовещенской усыпальницей оно входит в состав Государственного музея городской скульптуры, и вход туда платный.

На Лазаревском кладбище довольно тесновато, проходы между надгробиями узкие, надписи на многих памятниках полустерлись и плохо читаются. Но приходят сюда и отдельные посетители, и группы туристов. Здесь покоятся архитекторы, создававшие замечательный облик Санкт-Петербурга: И. Е. Старов, А. Н. Воронихин, Дж. Кваренги, Ж. Ф. Тома де Томон, А. Д. Захаров, К. И. Росси. Достаточно скромная стела стоит на могиле великого М. В. Ломоносова, на торцовой стороне которой написано, что она возрождена в 1832 году графом М. С. Воронцовым. Одно из самых красивых надгробий со скульптурной группой на усыпальнице князей Белосельских-Белозерских.

Многие посетители, и я в том числе, непременно идут к могиле Н. Н. Ланской-Пушкиной, жены великого, любимого поэта. Она находится у дальней от входа стены, недалеко от часовни. Справа от входа в Некрополь есть захоронение, на памятнике которого такие запоминающиеся слова: Прохожий! Ты идешь, но ляжешь, так, как я . Присядь и отдохни на камне у меня. Сорви былиночку и вспомни о судьбе — Я дома — ты в гостях — подумай о себе.

Задумавшись о бренности всего земного, мы переходим в следующий некрополь — Тихвинское кладбище.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: