Литературное наследие Прыжова И. Г.

Рассеянное по многочисленным столичным и провинциальным газетам, журналам и отдельным изданиям, в свой время распоряжением правительства из продажи и библиотек изъятым, а ныне ставшим библиографической редкостью, литературное наследие Прыжова оказалось ужа при первых изысканиях гораздо значительнее, чем это можно было предположить, судя по тем скудным сведениям, которыми мы до сих пор о нем располагали. Настоящее издание статей и очерков Прыжова, не стремясь дать всего его наследия полностью, имеет, однако, целью представить это наследие в его наиболее характерных и значительных проявлениях и охватить все узловые моменты литературной деятельности этого незаслуженно забытого, не только видного общественного деятеля 60-х годов, но и не лишенного таланта литератора и публициста.

В соответствии с этой задачей и весь материал сборника распределен тематически, примерно, по тем рубрикам, которые Прыжов (в «Исповеди» и «Письмах») сам наметил для будущего издания своих сочинений. Такое распределение материала подсказывается не только явно выраженной волей автора, но еще и тем соображением, что над одними и теми же темами Прыжов подчас работал в течение многих лет, а самые эти работы появлялись в печати не тогда, когда они были написаны, а когда для их напечатания представлялась или возможность (цензура), или необходимость (материальные соображения). Впрочем, прилагаемая к сборнику погодная библиография произведений Прыжова дает возможность следить за ними и в порядке хронологическом. Этой же ориентировке, хронологической и тематической, посвящена и общая вводная статья «И. Г. Прыжов и его литературное наследие».

Кроме этой общей ко всему сборнику вступительной статьи, оказалось необходимым снабдить еще тремя специальными экскурсами и отдельные отделы сборника: «Исповедь», «Письма» и «Очерки по истории кабачества», первые два отдела — в виду их решающей значимости для всей биографии Прыжова, а последний («Очерки по истории кабачества») — чтоб пополнить тем пробел, который был неизбежен в настоящем сборнике из-за отсутствия в нем центрального труда Прыжова — «Истории кабаков». Труд этот, и по своим размерам и по своему не утраченному до сих пор значению, заслуживает особого издании, но некоторые фрагменты к нему, в «Историю кабаков» целиком не вошедшие, нашли себе место и в этом сборнике, а для выяснения связи этих фрагментов с целым они предваряются отдельным экскурсом.

При выборе статей и очерков мы руководствовались не только ценностью того или иного произведения в отдельности, но и тем местом, которое данное произведение занимает в «литературном хозяйстве» Прыжова в целом; вот почему в сборнике нашли себе место и некоторые такие произведения, которые сами по себе не представляют крупного интереса, но необходимы для понимания других, уже первостепенных, произведений Прыжова и уяснения всего его литературного пути. При наличии нескольких вариантов одного и того же произведения (случай у Прыжова очень частый) мы ограничивались одним, более полным, с привлечением, однако, наиболее существенных разночтений и из других вариантов, оговаривая это, каждый раз, в соответствующих комментариях и примечаниях. При выборе статей мы стремились, чтоб в сборнике были представлены, по мере возможности, все органы, в которых Прыжов свои статьи помещал, ибо в приноровлении к редакторской цензуре Прыжову приходилось многообразно видоизменять если не самый «голос» свой, то, во всяком случае, густоту его тембра... Каким, в самом деле, регистром нужно было обладать, чтоб петь одновременно в «Развлечении» и в «Филологических записках», в «Голосе» и в «Вестнике Европы», в «Московских ведомостях» и в пражской «Правде». Неудивительно, что Прыжов в конце концов свой «голос» и надорвал.

Комментарии и примечания ставят себе целью уяснение не только самих произведений Прыжова, но также и той реакции, которую они вызывали у современников, и в сумме своей стремятся быть «путеводителем» не только по литературному, но и по жизненному пути Прыжова. Этой же цели должны служить и письма Прыжова, в настоящем издании впервые все вместе собранные, и данная в приложении сводка наиболее характерных официальных документов, относящихся к суду и следствию над Прыжовым.

По библиографии Прыжова мы в настоящем собрании даем перечень лишь тех произведений, принадлежность которых Прыжову или была известна уже прежде, или установлена нами впервые. Кроме них, однако, имеется еще целый ряд произведений, так называемые dubia, принадлежность которых нашему автору, хотя и не окончательно удостоверена, все же весьма вероятна, и нет сомнений, что при дальнейших специальных изысканиях перечень произведений Прыжова, уже и теперь нами значительно пополненный, разрастется еще больше и даст прочные опорные пункты для обследования «дней и трудов» одного из типичнейших, при всем своеобразии, литературных и общественных деятелей 60-х годов.

М.А.


http://prijov-ig.ru/



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: