Где лучше образование - в России или в Америке?
Реформе российского образования посвящается Когда я то и дело цитирую в разговоре мировую литературу, мой муж, американец, не перестаёт удивляться. Сами американцы книг почти не читают и плохо знают даже своих классиков, не говоря уже о зарубежных. И хотя супруг мой, в отличие от большинства, читает очень много, это довольно специфическая литература — военная документалистика. К художественной литературе мой янки относится пренебрежительно — выдумки всё, и слишком много пространных описаний.
Как-то по ABC показали результаты опроса американских студентов, из которых следовало, что первые два года в вузах их почти ничему не учат. Преподаватели больше озабочены своей научной деятельностью, а студенты заняты, в основном, проблемами общения.
Мои знакомые попросили позаниматься с их 10-летним сыном русским языком. В результате своих педагогических потуг я обнаружила, что он до сих пор не умеет писать (в нашем понимании), поскольку в школе они пишут в альбомах крупными печатными буквами и карандашом. Сразу вспомнилось, как когда-то мой сын-кроха в свои 6 лет писал диктанты по иностранному, зубрил в спецшколе топики и грамматику, а в конце года сдавал экзамен, проверяющий все эти умения. Такие экзамены (опять же, в добром старом понимании, когда делается развернутое сообщение по билету) американцам вообще и не снились. Тут знания проверяются исключительно тестами, а это, как вы понимаете, специфическая форма проверки.
«Неужели всё так запущено? — воскликните вы. — А почему же даже иностранные студенты мечтают получить образование в Америке?!» Потому, что лучшие университеты США, действительно, дают классное высшее образование. А вот система общего среднего оставляет желать лучшего. Сами американцы это прекрасно понимают, поэтому и работают сейчас над тем, как повысить качество обучения.
Поведала я всё это к тому, что никогда не следует поддаваться очарованию внешних эффектов и тупо передирать всё заграничное. Куда полезней вникнуть в суть и перенять то хорошее, что, несомненно, имеется.
Как всегда, мне хочется написать не обо всём, что можно было бы сказать на заданную тему (о системе образования в США можно почитать в Википедии), а поделиться своими личными наблюдениями.
Как-то мне довелось работать переводчиком для группы российских педагогов, приехавших черпать передовой американский опыт. Мы посетили огромное количество школ, из которых одна произвела на меня неизгладимое впечатление. Это так называемая чартерная школа. Тут потребуется небольшое отступление для тех, кто не знаком с американскими реалиями.
В Америке население проживает, рассредоточившись согласно своим доходам. Районы, в которых живут люди с хорошим уровнем благосостояния, имеют хорошие школы. Дело в том, что все жители платят налог на образование, который в бедных районах меньше, а в богатых больше. Деньги поступают в местный бюджет. Соответственно, там, где поступает больше денег, и школы финансируются получше, а это, естественно, позволяет создать и более качественную материальную базу, и привлечь более квалифицированных и талантливых педагогов. Ну, а в бедных районах, сами понимаете…
Так вот чартерная школа — это школа для бедных. В чартерной школе много детей из неблагополучных семей. Но в ту школу, которую мы посетили, я бы, не задумываясь, отдала своего ребёнка! Вот такие бы проекты да реализовать на российской земле, а не всякой мишурой увлекаться!
Объёма статейного маловато, чтобы подробно рассказать, как финансируется, управляется эта школа и т. д. Остановлюсь лишь на том, что меня больше всего поразило.
Поразил, прежде всего, директор школы. Молодой парень лет 30 с южным темпераментом и горящими глазами, он встретил нас в джинсах (у школьников был неучебный день) и буквально закрутил ураганом. С ходу обрушил на наши головы поток цитат из Пушкина, Блока и Гумилёва («О, я бывал в Петербурге! Как там — люблю тебя, Петра творенье!.. Смотрел ваши школы, очень понравилось, очень!»). Школа — это его бизнес, он взял ссуду (государство поощряет подобные инициативы) и открыл свою частную школу. Идея — дать возможность талантливой молодежи из неимущих семей получить высшее образование и реализовать свои таланты на благо процветания страны.
Они отбирают детишек по способностям, но учат их бесплатно. Коллектив учителей — это второе моё сильное впечатление. Учителей они подбирают сначала, как и обычно, через конкурс, а отобранного кандидата приглашают на учительское собрание и начинают его пытать, создавая всякие каверзные ситуации, и смотрят, как он выходит из положения, как себя ведёт. Чтобы быть принятым на работу, новичок должен получить одобрение всего коллектива учителей. Если хоть один против, то не берут — значит, тот подметил что-то такое, что в дальнейшем может стать проблемой. Но главное требование, чтобы это был не только профессионал, но и яркая личность, болел душой за детей.
Огромная работа проводится с семьями. Дети из криминальных районов, из неблагополучных семей, поэтому школа нянчится со своими учениками как обожающая мама — решает конфликты в семье, помогает с выполнением уроков, работает с полицией в случае проблемы группировок, наркоторговли и пр. Как сказал директор, когда ребёнок не чувствует себя в безопасности, боится за свою жизнь, ему не до математики. Учителю разрешается ставить двойку только в том случае, если он сделал всё, чтобы этой двойки не было — выяснил причину, позанимался дополнительно, поработал с семьёй и т. д.
Каждый учитель имеет свой кабинет, который он волен оформить так, как его душа просит. Например, молоденькая и изящная учительница литературы (а дисциплину, по словам директора, держит ого-го!) оформила класс в виде своей гостиной — фонтанчик на японский манер, у задней стены диван, а над ним портреты Одри Хепберн и Кларка Гейбла (ну, нравятся они ей). Пояснила, что на уроках литературы дети должны обсуждать прочитанное и высказываться по разным проблемам, поэтому ей хотелось создать уютную домашнюю обстановку, которая помогает расслабиться. «Тогда, — сказала она, — приходя на урок (ко мне в гости), возможно, они скажут мне чуть больше, доверят что-то сокровенное».
В заключение добавлю, что своих учеников школа нянчит вплоть до поступления в вузы — помогают определиться с выбором, выбить стипендию (дети-то из неимущих), оформить документы, провести переговоры с университетом и т. д.
Как говорится, «а вам слабо»? Это не яхты и футбольные клубы за рубежом скупать!