Стратегии совладания с переживаниями в юношеском возрасте

Понятие переживания в своем широком значении представляется как любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его жизни [1].

Юношеский возраст, существенная часть которого приходиться на обучение в высших и среднеспециальных учебных заведениях, занимает важное место в процессе формирования личности. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией – с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. В юношеском возрасте человек сталкивается с различного рода жизненными обстоятельствами, проблемами, которые требуют зрелых решений, осмысления, изменения взглядов на жизнь [2]. Причем третий курс является пиком определенной кризисной ситуации, в основе которой лежат возрастные, личностные и социальные предпосылки смысложизненного характера переживаний [3]. Постепенное завершение адаптационного периода выражается в потребности осмысления студентами всей сложности жизни и человеческих отношений. Столкнувшись с многочисленными проблемами реальной жизни, где многое приходится решать самому, не прибегая к помощи других, многие студенты, вероятно, считают себя неспособными контролировать события собственной жизни и их развитие [3]. Проблема преодоления кризисов в личностной и профессиональной сферах традиционно рассматривается с позиций совладающего поведения [4]. Считается, что личностные характеристики серьезно влияют на процесс отбора и использования стратегии совладания с жизненными трудностями и на результаты подобной деятельности [5].

Именно в период обучения, в частности на третьем курсе, возникает кризис середины обучения, проявляющийся в преобразовании всей системы ценностных ориентаций. Констатируются переживания связанные с учебно-профессиональной деятельностью, межличностными отношениями, трудным материальным положением, неопределенностью в будущем. Такой разрыв говорит о внутренних столкновениях, когда те или иные ценности актуальны, а пути их реализации не оформлены, что является одной из характеристик кризиса юности. Большинство прибегают к такому типу поведения как социальное взаимодействие и поиск социальной поддержки (обсуждение проблем с близкими людьми), что проявляется в межличностных отношениях и в контактах с другими людьми. Что коррелирует с довольно высоким уровнем эмоционального интеллекта, который отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью.

Современное высшее профессиональное образование – это не только и не столько овладение студентами системой знаний и способами деятельности, сколько развитие личностного опыта, позволяющего им осмыслить возникающие на их пути внутриличностные конфликты и кризисы профессионального развития. В плане общепсихического развития период студенчества является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом.

Литература
1. Ветров, А. А. Замечания по вопросу о предмете психологии /А. А. Ветров // Вопросы психологии. – 1972. – № 2. – С. 124
2. Ананьев, Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б.Г. Ананьев //Современные психологические проблемы высшей школы. – Л., 1974.– №2.– С. 24-36.
3. Серый, А.В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика / А. В. Серый. – М., 2008
4. Василюк, Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк.–М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 200с.
5. Муздыбаев, К. Стратегия совладания с жизненными трудностями /К. Муздыбаев // Журнал социологии и социальной антропологии.− 1998. – Т. 1., №2. – С. 56-63.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: