Создание благоприятной эмоциональной среды как одно из условий преодоления языкового барьера
При изучении иностранного языка у многих людей возникают затруднения при общении с носителями языка, даже когда усвоена грамматическая структура языка, накоплен словарный запас, развито понимание иноязычной речи на слух. Бывает очень сложно начать говорить, опасаясь сделать ошибку или выглядеть смешно. Этот психологический феномен, так называемый языковой барьер, не способствует общению и мешает развивать речевые навыки.
«Языковой барьер», как отрицательное эмоциональное переживание, становится причиной неадекватной оценки речевой ситуации, теряется контроль над своим поведением. Для снятия или предупреждения «языкового барьера» необходимо введение в языковой процесс обучения иностранному языку эмоционального компонента. Чтобы избежать создания отрицательного эмоционального состояния при воздействии на эмоции студентов, преподавателю следует соблюдать чувство педагогического такта и учитывать индивидуальные особенности студентов.
Для снижения выраженности данного барьера или для предотвращения его возникновения полезно в процессе изучения уделять особое внимание непосредственным навыкам речи, «говорению». Для развития устойчивых и уверенных речевых навыков необходимо не менее трети времени индивидуального занятия говорить вслух на иностранном языке, читать вслух, выполнять домашние задания, проговаривая написанное. Такие рекомендации дают профессиональные психологи.
Психологи также говорят об огромном значении эмоционального фона на уроках. Положительные эмоции снимают барьеры общения, стимулируют запоминание, оптимизируют процесс обучения. Масса исследований показала зависимость психологического климата от стиля руководства, отношений и, в свою очередь, зависимость успешности обучения от психологического климата. Необходимо создавать такую обстановку на уроке, чтобы у учащихся появилась потребность быть выслушанными, понятыми.
Так при обучении иноязычной речи необходимо сочувствие и внимание, помощь и понимание, принятие себя как равного партнера и, как следствие, ощущение внутреннего, душевного, комфорта, который имеет огромное значение для успешной учебы. Искреннее, доброжелательное, уверенное в успехе предстоящего дела поведение педагога, его теплое отношение к ученикам являются стержнем создания такой атмосферы. Важную роль здесь играют и игровая форма занятий, и юмористический характер учебного текста, и когда каждый из участников несет ответственность за свой личный вклад в формирование доверительных взаимоотношений и радостного, приподнятого настроения группы. Психологическая атмосфера принятия, эмоциональной теплоты, безопасности, в которой проходит обучение, способствует овладению умениями и навыками создания атмосферы сотрудничества в ученических коллективах.
Исходя из выше сказанного, можно сказать, что создания благоприятного психологического климата во время проведения занятия, является одним из основных психологических условий преодоления языкового барьера.
Важность этого аспекта бесспорна, т.к. без учета психологического эффекта самые эффективные методы и приемы не дают желаемых результатов. Успешная работа заключается, прежде сего, в создании доверительной атмосферы, особого климата взаимоотношений, которые формируются благодаря достижению участниками взаимного доверия, эмоциональной открытости и внутренней психологической свободы. «Уровень доверия является решающим фактором в любой обучающей среде», - пишет К.Э. Рудестам и справедливо утверждает, что «страх вызывает защитные реакции и заводит в тупик развитие всякой социальной системы».
Каскевич А.А., Антипов А.